Что же такое телемедицина?
Телемедицина (другими словами — дистанционная медицина) — это быстро развивающееся направление медицины, подразумевающее использование современных коммуникационных технологий для обмена медицинской информацией на расстоянии. Очевидно, что в век тотальной информатизации и «коммуникационного изобилия» осталось не так много сфер человеческой деятельности, в которые не проникли бы современные технологии «виртуального опосредования». Стало привычным делать многие вещи, не вставая из-за клавиатуры ноутбука или не выпуская из рук смартфон. Физическая дистанция во многих случаях перестала быть проблемой: мы можем обмениваться информацией, видеть изображения и слышать голоса людей, невзирая на огромные расстояния в тысячи километров. И даже в такой консервативной сфере деятельности людей как медицина быстрыми темпами развиваются дистанционные услуги. Но можно ли полноценно заменить «физическое» взаимодействие врача и пациента подобным взаимодействием в интернете? Это большой вопрос.
Вообще, необходимо отметить, что телемедицина включает в себя как минимум два больших направления. Условно назовем их направлением «врач-врач» и направлением «врач-пациент».
Телемедицина «врач-врач»
В данном случае телемедицина —это врачебные конференции, консилиумы, обучение, передача медицинской информации. Подобный тип телемедицины практикуется давно. Например, в развитых странах с 80-х годов проводятся большие конференции по цифровому здравоохранению. В России еще в 1997 году был реализован проект видеоконференций «Москва-регионы России», объединивший Научный Центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева РАМН, НИИ педиатрии, и ряд других центров. В 2001 российские телемедицинские сети были интегррированы с мировым информационным пространством. С каждым годом появляется все больше проектом и мероприятий. С этим направлением никаких вопросов нет — цифровой прогресс позволяет врачам непрерывно обучаться, заниматься медицинским просвещением среди населения, обмениваться опытом, хранить и передавать медицинские данные.
Операции на расстоянии также относятся к телемедицине направления «врач-врач». Все началось с дистанционных консультаций опытных врачей-акушеров своим коллегам, которые принимали роды в трудных условиях и нестандартных ситуациях. Подобные случаи имели место еще в 30-х годах прошлого века. Сейчас же существует оборудование, с помощью которого можно проводить операции без физического контакта врача с пациентом. Это, например, высокоточные роботы-хирурги, о которых я писал в одном из материалов. В частности, на базе московской городской больницы им. С.И. Спасокукоцкого работает клиника урологии МГМСУ, где под руководством Главного уролога МЗ РФ профессора Д.Ю. Пушкаря давно и успешно используются роботы для проведения сложнейших операций. Это тоже разновидность телемедицины, и с ней тоже все очевидно — роботы будут все чаще заменять руки хирурга, работая под его руководством.
Телемедицина «врач-пациент»
Перейдем к самой дискуссионному направлению телемедицины, которое мы условно обозначили как «врач-пациент». Этот вид медицинской практики появился относительно недавно, и только летом этого года обрел легитимный статус в нашей стране. Соответствующие технологии появились много лет назад, но юридических оснований для проведения отдаленных консультаций, диагностики и наблюдения на расстоянии, выписывания электронных рецептов не было. Теперь, когда закон о телемедицине в России подписан, можно порассуждать о плюсах и минусах такого вида медицины на практике.
Плюсы медицины на расстоянии очевидны:
1. Врачи-специалисты узкого профиля, которых не так много по стране, с помощью современных технологий могут давать консультации удаленно. Облегчается жизнь пациентов, которые тратят много времени на поиск узкопрофильных специалистов и согласование личной встречи в надежде получить хотя бы первичную консультацию. К тому же, заочные консультации дешевле.
2. В России огромное количество труднодоступных мест со сложными климатическими, социальными и инфраструктурными условиями. Часты случаи нехватки медицинских кадров. Нет возможности получения медицинских консультаций на местах, но есть выход в интернет, с помощью которого можно получить соответствующие консультации на расстоянии.
3. Появляется огромное количество различных приборов, программ и приложений, контролирующих здоровье пациента дома и передающих всю необходимую информацию врачу. Есть также мобильные телемедицинские комплексы, системы дистанционного биомониторинга и другие полезные вещи, облегчающие жизнь как врачей, так и пациентов. Можно «подстраховать» пациента, постоянно контролируя его состояние, снижая таким образом количество очных посещений и госпитализаций.
Это главные достоинства телемедицины. Есть, конечно, и другие, но эти основные. Заметьте, что в первых двух пунктах мы говорим прежде всего о медицинских консультациях. Это ключевой момент. Закон о телемедицине долгое время не могли принять именно из-за одной большой дискуссии: можно ли с помощью телемедицины полноценно лечить либо только консультировать. Позиция Минздрава РФ заключается в том, что невозможно заменить личное взаимодействие в процессе лечения между врачом и пациентом интернет-технологиями. Диагностика, направление, профилактика, наблюдение — да. Но не лечение. Основная цель телемедицины — дистанционно решить, требуется ли очная помощь. Эта позиция более консервативная и взвешенная.
Например, Заведующий отделением урологии московской городской больницы им. С.И. Спасокукоцкого, д.м.н Павел Ильич Раснер дает еще более осторожную оценку возможностям телемедицины: "Интернет-консультации не способны полностью заменить визит к доктору. Ведь в осмотре врача ключевое слово – именно «осмотр»! Помимо того, что пациент сам рассказывает о своем самочувствии, доктор оценивает и сопутствующие симптомы – общее состояние, отсутствие или наличие одышки, цвет кожи, форму ногтей, наличие отеков, да мало ли что еще? Настроение пациента, наконец! Именно из всех этих мелочей, а не только из основных жалоб, складывается общая картина заболевания. Не говоря уже о том, что задача врача – сформировать доверительные отношения с пациентом. Сделать это дистанционно довольно сложно".
При этом Павел Ильич отмечает и плюсы телемедицины: это и планирование даты визита к врачу или госпитализации, и замена «контрольных» визитов дистанционным общением, и передача некоторых медицинских данных. Но все же телемедицина сегодня не может обеспечить даже полноценной медицинской консультации, не говоря о лечении. Тем более, в такой области медицины как урология. Упомянутая выше клиника урологии МГМСУ, в которой работает профессор Раснер, а также многие другие известные российские врачи-урологи, известна не только исключительно медицинскими достижениями, но и выстраиванием отношений с пациентами. Урология — сфера очень интимных проблем со здоровьем, поэтому умение наладить непосредственной контакт с пациентом во многом обеспечивает эффективность лечения. Дистанционно этого добиться невозможно.
Конечно, возможности телемедицины будут расширяться, а новые технологии облегчать работу врачей. Но лечить людей еще очень долгое время будут другие люди (благородной профессии), а не цифровые технологии.
Послесловие:
1 статья из цикла: Российский робот-хирург: лучше, чем da Vinci, кстати ушла уже в СМИ...
2 статья из цикла: Об одной из лучших клиник России и "вот где эти ручки"
3 статья из цикла: Медицинский туризм: за и против
4 статья из цикла: Интервью с П. И. Раснером о мужских заболевания сильного пола и их лечении
5 статья из цикла: Главный уролог Минздрава РФ Дмитрий Пушкарь рассказывает о самом главном
----------------
Ну и чтобы не потеряться в море информации и прочитать вовремя новый материал, добавляйтесь в друзья — задружить в Живом Журнале
------------------
Предлагаю также добавляться в друзья и подписываться на мои аккаунты в социальных медиа:
Моя страница ВКонтакте
Моя страница на Facebook
Мой twitter
Мой instagram
[ Немного о записках о жизни]Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.
Понравился пост? Поделитесь с друзьями:
Journal information