Лебединое озеро, но на дворе не август 1991-го. Капотня напоминает нам о важности нефти для нашей страны. Хотя слезать с "нефтяной иглы", безусловно, надо. Ну, мы потихоньку и слезаем. Направляясь к дверям московского НПЗ, я не только думал о судьбе России подобно Юрию Венедиктовичу, но и вспоминал школьные знания по химии. В конце концов, попадая на крупнейшее нефтеперерабатывающее производство страны, хотелось задать вопросы не только про бабло, но и о технологиях переработки. Благо, вопросов к НПЗ всегда было много, и чаще всего они касались вреда окружающей среде, который причиняет завод. Ну, по крайней мере, лебеди живые и активные. А значит, не все так плохо.
Наверное, так выглядят врата рая в думах провинциальных обывателей, мечтающих уехать в столицу и построить карьеру топ-менеджера. "Газпром нефть" — эти слова ласкают слух и как бы намекают: все очень серьезно, приятель. Ты попал на крутейшее предприятие, приносящее тонны денег в московский бюджет. Проходи вперед и окунись в мир нефти и современных технологий.
Окунулся. Московский нефтеперерабатывающий завод работает, оказывается, еще с 1938 года. И на протяжении своего советского периода действительно представлял определенные риски для экологической обстановки региона. При этом завод был флагманом отрасли — именно здесь дебютировали все новейшие разработки в сфере нефтепереработки от советских инженеров. Олимпиада 80 — это не только "До свиданья, наш ласковый Миша", но и "Привет, современный завод", ведь именно крупнейшее международное спортивное событие послужило катализатором для серьезной модернизации МНПЗ. А с тех пор, как московский нефтеперерабатывающий завод перешел в руки "Газпром нефти", вопросы развития МНПЗ и его соответствия современным экологическим требованиям перешли на новый уровень. Проект модернизации предприятия в 2011-2015 гг. позволил снизить уровень воздействия на окружающую среду на 50%. Сейчас идет второй этап модернизации, по итогам которого (в 2020 г.) этот уровень воздействия сократится еще на 50% (по отношению к 2015 г.). Фактически сейчас от старого завода ничего, кроме площадки, и не осталось. Устаревшие установки демонтируются, растет и взрослеет новое современное предприятие. В 2020 году по плану Московский нефтеперерабатывающий завод станет лучшим в Европе среди других НПЗ по экологическим показателям.
"Ну а как же превышения по выбросам, о которых пишут в интернетах?" — вопросил кто-то из блогерского десанта. На самом деле, пресловутые "превышения по выбросам" в Москве, о которых пишут в газетах, блогах и прочих средствах массовой дезинформации, являются, по факту, превышением предельно допустимых концентраций. И в Москве главный источник загрязнений вовсе не промышленность, а скопления автотранспорта. Доля промышленности в этом "грязном деле" не превышает 10%, а доля МНПЗ — 1,7%. При этом она ежегодно снижается. Для крупнейшего предприятия столицы это просто "тьфу". Кстати говоря, именно Московский НПЗ первым из нефтеперерабатывающих заводов нашей страны завершил ликвидацию всех исторически накопленных нефтесодержащих отходов. За пять лет предприятие утилизировало более 180 000 тонн нефтесодержащих отходов и ликвидировало объекты их накопления. В том числе ликвидирован буферный пруд, более известный как "черное море". Его можно было даже увидеть из космоса, а теперь — нет.
Многие удивляются: "А чего это нефтеперерабатывающий завод вообще забыл в черте города?". Здесь, конечно, следует включить смекалку, и понять, что в 1938 году, когда завод рождался, Капотня была подмосковным селом. Потом Москва превратилась в резиновую, и в итоге МНПЗ стал непосредственной частью столицы. Но страшного в этом ничего нет. В Европе сотня подобных предприятий находится в черте города — и ничего.
При должном подходе вреда окружающей среде не наносится. А в МНПЗ подход самый что ни на есть должный. Ну, и приведу пример, который, наверное, набил оскомину, и все же. Роттердам, в порту которого, расположенном в центре города, находится сразу пять крупных заводов нефтепереработки и нефтехимии, имеет одно из лучших мест в экологическом рейтинге еврогородов. Так что не все так страшно.
Что из себя представляет МНПЗ сегодня?
Во-первых, это 2100 (7000 с учетом подрядчиков) рабочих мест и половина бюджетных поступлений от промышленности столицы.
Во-вторых, это 11 миллионов тонн переработанной нефти в год с глубиной переработки в 76%.
В-третьих, это более 250 миллиардов рублей инвестиций от "Газпром нефти" в модернизацию предприятия.
МНПЗ производит 30 наименований продукции, в том числе бензин, дизтопливо, авиатопливо. К слову, с 2013 года 100% моторного топлива МНПЗ производится по экологическому стандарту Евро-5, что привело к заметному снижению вредных веществ в выхлопах автотранспорта. При этом в России стандарт Евро-5 начал действовать на все ввозимые автомобили только с 1 января 2016 года.
А еще МНПЗ — это крупнейший в России поставщик современных битумов для строительства дорог. Битумы — широко распространенный и известный инженерно-строительный материал, и наличие огромного битумного производства в Москве позволяет удешевить дорожное строительство в столице.
Тем временем блогерский десант осматривался на огромной территории МНПЗ. 286 Га — это не шутки. Заблудиться очень просто, тем более антураж везде один — трубы, трубы, здания, трубы, трубы.
Но, как известно, трудности блогеров лишь закаляют.
Нас сопроводили в центральную операторную. Это мозг всей территории. Отсюда исходит управление всеми процессами на предприятии.
Техника безопасности, само собой, на территории строжайшая. Если что-то пойдет не так, то последствия представить сложно. Курильщикам здесь не рады от слова "совсем".
Перед оператором несколько мониторов. В его руках — жизнь предприятия. Все процессы здесь отрегулированы, конечно, до полного автоматизма. Все-таки нефтепереработка, а не шаурмячная.
На МНПЗ работают целыми династиями. Таковых здесь аж 17. В целом по кадровому составу мужчин, конечно, больше — порядка 70%. Средний возраст сотрудников 41 год, многие работают здесь уже более 10 лет.
Люди очень отзывчивые, о своей работе говорят много и с энтузиазмом. Даже словил себя на мысли, что нефтепереработка — это ведь тоже искусство. Из черного "нечто" нужно сделать продукт, необходимый Человечеству. Какова драма, а?
Что ж, операция информационного блогерского захвата шла успешно. Прекрасная единица блогерского десанта в МНПЗ.
Две боевых единицы блогерского десанта (включая меня).
Осмотрелись и пошли дальше. Нас еще ждали проекты будущего.
Вот, например, крутейшая штука — система "Биосфера". Введут в эксплуатацию уже в следующем году. Абсолютно уникальный проект с самыми передовыми очистными технологиями. "Биосфера" позволит очищать сточные воды на 99% — даже лучшие заводы мира не могут похвастаться такими показателями. Причем разработка-то отечественная: базовый проект и резервуары подготовлены и произведены российскими предприятиями.
Впрочем, МПНЗ и сейчас использует закрытые механические очистные сооружения, что позволяет минимизировать вредные выбросы в окружающую среду. "Биосфера" станет вторым этапом очистки, более глубоким.
Еще один крутой проект — комбинированная площадка для нефтеперерабатывающей установки "Евро +". Фактически завод внутри завода. Установка значительно повысит производительность предприятия, снизив при этом количество вредных выбросов на каждую переработанную тонну нефти. Введут в эксплуатацию уже в 2018-ом.
В общем, вот так. Блогерский десант остался очень доволен увиденным. От советского предприятия здесь почти ничего не осталось. Завод НОВЫЙ. К окружающей среде здесь относятся более, чем трепетно. На сайте МНПЗ можно узнать любой вопрос: будь то экологический или любой другой. Так что жива промышленность в России. Будем надеяться, что не только нефтяная.
-----------------
Ну и что бы не потеряться в море информации и прочитать вовремя новый материал — добавляйтесь в социальных сетях в друзья: (задружить Сергея в Живом Журнале):
------------------
Предлагаю дружить в соц. сетях - велкам друзья:
Фэйсбук
ВКонтактик
Одноклассники
И мой Инстаграм не пропустите :)
[ Немного о записках о жизни]Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.
Понравился пост? Нажми на кнопочку :)
Journal information