В нашей стране о Второй мировой говорят гораздо меньше, чем о Великой Отечественной войне. Это и понятно. В российских учебниках истории 90% материала о Второй мировой – это события ВОВ. Всё, что происходило в 1939-40 гг. и после 9 мая 1945 года, описывается бегло и достаточно схематично. Неудивительно, что многие наши сограждане даже не знают, что Вторая мировая началась в 1939 году, для них ВОВ – это и есть Вторая мировая.
Ничего странного в этом нет. Великая Отечественная война – это действительно самый значимый и важный этап Второй мировой. Логично, что в России подробно изучают именно историю Великой Отечественной. Хотя не стоит забывать, что были и другие театры военных действий, не только в Европе, но и в Африке, в Тихом Океане. Не стоит забывать, что большой вклад в общую победу над фашизмом внесли и войска союзников. Это безусловно так. Однако если проанализировать различные западные источники (в том числе учебники), то Вторая мировая война выглядит совсем не так, как привыкли представлять мы.
Так, например, развитие ютуба популяризировало формат видео, где коротко и остроумно рассказывают об исторических событиях. Для многих сейчас (особенно молодых людей) это вполне себе источник информации. Если поискать в ютубе, то можно найти достаточно много подобно видеороликов об истории с "лайт"- подачей. Например, есть западный проект OverSimplified, там несколько выпусков посвящено Второй мировой войне. Если посмотреть эти ролики, то Вторая мировая выглядит примерно так: в основном воевали англичане и американцы, главные события войны проходили не в Европе (судя по тому, сколько хронометража уделено событиям в Африке и Тихом океане), коренной перелом в войне наступил, когда союзники победили в Африке и высадились на юге Италии. Роль СССР в роликах очень скромна: немецкие войска напали на Союз, быстро продвигались вглубь страны, по пути организуя один "котел" за другим, но тут наступила зима, и более пригодные к суровым погодным условиям бойцы "сибирского фронта" сумели перехватить боевую инициативу. Также коротко была упомянута Сталинградская битва. Ни Курской битвы, ни блокады Ленинграда, ни даже взятия Берлина — ничего этого в ролике не было. Будто бы Восточный фронт в Европе не сыграл особо значимой роли, а главное событие в поражении гитлеровской Германии – это высадка десанта союзников в Нормандии. Гораздо больше говорится о Японии – это неудивительно, ведь американцы больше всего воевали именно с ними.
Битва за Мидуэй
Если такой ролик посмотрит человек, который совершенно ничего не знает о Второй мировой, то у него возникнет впечатление, что СССР спас от захвата счастливый случай и его огромная территория вместе с зимой. Советские войска только и делали, что оборонялись, а если и атаковали, то совершенно бездумно, давя числом, не не умением.
Ладно видеоролики на ютубе, но и учебники в США и других странах Запада интерпретируют историю Второй мировой весьма своеобразно. Согласно им победу в войне одержали именно англичане и американцы, о Сталинградской битве или бомбардировке Хиросимы и Нагасаки можно найти несколько абзацев. Зато очень много информации о ленд-лизе и помощи СССР. Огромное внимание уделено холокосту, Перл-Харбор и битве за Мидуэй. О непосредственно боевых действиях в Европе – ну очень мало.
Вот и всё описание. Были еще упомянуты битва за Москву и Сталинградская битва, но этим роль СССР в войне будто бы и ограничилась. Недаром, кстати, высадку в Нормандии на Западе называют День Д (это вообще главная битва Второй мировой – так считается, например, в Англии). День Д или Операция "Нептун" звучит куда лучше, чем открытие Второго фронта. Ведь тогда получается, что был и Первый фронт, а значит нужно рассказывать о победах Советского Союза.
Высадка в Нормандии
Конечно, в российской системе преподавания истории Второй мировой есть свои крены, акценты и контексты. Справедливости ради стоит отметить, что и у нас очень мало говорят о союзниках, о том же ленд-лизе, о других театрах боевых действий (помимо восточноевропейского). Об очень многих вещах также говорят вскользь (о той же войне с Финляндией, о присоединении Прибалтики, о Польском походе Красной армии). В начале я уже заметил, что многие школьники вообще не понимают разницы между Второй мировой и Великой Отечественной – для них это одно и то же.
И мы совсем не говорим о лжи или фальсификации истории. Нет, дело именно что в расстановке акцентов. Например, в одном из крупных музеев Второй Мировой в США (в Новом Орлеане) можно увидеть огромные интерактивные залы, посвященные пресловутой высадке в Нормандии высадке в Нормандии, а Сталинградской или Курской битвам – маленькие стенды с некрупным текстом. Естественно, у посетителей возникнет впечатление, что победу в войне одержали в первую очередь союзники. А СССР тоже участвовал, но локально.
А компьютерные игры? В культовой Call of Duty 2 Советская кампания содержит всего 7 миссий, а Британская и Американская целых 20. Кому-то этот пример покажется забавным, но целое поколение выросло на этой игре, где за советского персонажа играешь в самом начале и тренируешься на картошке (потому что гранаты в Красной армии закончились), а все главные победные события разворачиваются уже при игре за персонажей из армии союзников.
В общем, мало иметь великую историю. Надо еще и уметь ее преподносить.
----------------
Ну и чтобы не потеряться в море информации и прочитать вовремя новый материал, добавляйтесь в друзья — задружить в Живом Журнале
------------------
Предлагаю также добавляться в друзья и подписываться на мои аккаунты в социальных медиа:
Моя страница ВКонтакте
Моя страница на Facebook
Мой twitter
Мой instagram
[ Немного о записках о жизни]Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.
Понравился пост? Поделитесь с друзьями:
Journal information