SMM в моде достаточно давно. Но если еще лет 5 назад не все руководители бизнеса, политики или просто известные люди понимали значение SMM, то сейчас все так или иначе стремятся быть представленными в социальных сетях. Профессия SMM-щика стала для России привычной, но вот понимание его работы до сих пор расплывчато. Этим и пользуются многие непрофессиональные компании или отдельные люди, предлагая абсолютно некачественные SMM-услуги и требуя за это много денег, чтобы урвать на халяву хотя бы месяц-два. Или наоборот, готовы работать за копейки, так как сами понимают, что никакого результата не дадут — но копейки заказчику не так жалко, и за результат он спросит не так строго.
И та, и другая стратегия, к сожалению, очень распространены на российском рынке SMM. Благодаря низкому порогу входа на этот рынок, SMM занимаются практически все. А те, кто им не занимаются сами, проводят обучающие курсы для других. И тоже неплохо зарабатывают.Так сколько же стоит SMM, и как не ошибиться с выбором подрядчика для себя или своей компании?
Вначале необходимо понять, что такое SMM. Общеизвестно, что это маркетинг в социальных медиа. Именно маркетинг и именно в социальных медиа. Многие этого не понимают, и обращаясь за SMM-услугами ждут, что им еще, например, будут наполнять сайт, писать пресс-релизы для СМИ, работать с репутацией в интернете, разрабатывать личный бренд и так далее. Это все отдельные виды работ,и они могут лишь служить дополнением к SMM. Главная же цель SMM, чтобы ваши площадки или аккаунты в социальных медиа грамотно представляли вас или ваш бизнес и приносили социальный капитал. Да, социальный капитал, в первую очередь. То есть, повышали узнаваемость, увеличивали лояльность к вашему бренду, улучшали имидж. Во-вторую очередь, ваши социальные аккаунты могут приносить реальный капитал, то есть новых клиентов, которые в итоге принесут вам деньги. Но именно в такой последовательности: сначала социальный капитал, затем финансовый. Не бывает такого, что компания или персона приходит в социальные медиа, тратит за один месяц кучу денег на продвижение, и тут же получает отдачу в виде прибыли. Нет, сначала долгие месяцы кропотливой работы, аналитики, грамотного контента. К сожалению, многие этого не понимают, и разочаровываются в SMM после одного месяца работы — "я же потратил(а) уже деньги, а толку нет, смм ваш фигня". Не фигня, просто нужно понимать, для чего он вам нужен. И нужен ли вообще. Для многих сфер SMM менее эффективен. Например, для B2B. Где-то SMM просто необходим — например, для кафе, ресторанов, салонов, доставок и других сервисов.
Итак, вы поняли, что SMM вам нужен и вы знаете, что от него можно ждать. Теперь вы выбираете подрядчика. И тут идут в основном двумя путями: либо ищут подешевле фрилансера-одиночку, либо несут тонны денег разрекламированной компании. И тот, и другой путь сомнительны. И вот почему.
Крутые фрилансеры-одиночки, конечно, бывают. Но их очень мало, и они очень востребованы. Такой человек должен сочетать в себе навыки маркетолога, таргетолога, копирайтера, дизайнера, коммьюнити-менеджера, брендолога, социолога и еще бог знает кого. Мечта компании: найти такого универсала и отдать ему свой проект. Но мы же понимаем, что если человек настолько крут, то и проекты он берет очень серьезные и с большим бюджетом. Потому что заниматься проектом в одиночку — значит посвятить ему всё свое время. Например, в крупных компаниях есть собственные SMM-отделы. Где продвижением этой самой компании в социальных медиа занимается целая служба весь рабочий день, и не только рабочий. А тут только один человек-фрилансер. Пусть даже очень крутой. Он может взять на себя один, максимум два проекта, и делать их хорошо. Но найти такого человека трудно.
В основном, если поискать на фриланс-биржах, там попадаются школьники или мамы в декретах, готовые за 5-10 тысяч рублей "делать вам SMM". Естественно, из такой затеи ничего хорошего не выйдет. Зачастую там отсутствует элементарная грамотность, а весь SMM сводится к поиску и воровству более-менее подходящего контента для ваших социальных аккаунтов. Ну и накрутке ботов еще. Конечно, никакой аналитики, продвижения, авторского контента в такой ситуации ждать не стоит. В лучшем случае ваши деньги просто улетят в трубу, в худшем — ваш имидж будет испорчен ужасным ворованным контентом и ботами в подписчиках.
Вывод такой: найти крутого фрилансера на SMM можно, но очень сложно, потому что в одиночку заниматься SMM очень трудозатратно. Работа такого спеца не может стоить 5-10 тысяч рублей в месяц. Никак. Ответственный SMM-специалист не будет брать на себя 4-5 проектов одновременно, потому что понимает — не вывезет. 1-3 проекта. Значит, они должны приносить ему доход, позволяющий нормально жить. Он ведь хороший профессионал. Вот и считайте. Работа такого специалиста вряд ли будет стоить меньше 50 000 рублей за ваш проект.
Второй путь — найти компанию. Такой путь проще и надежнее. Потому что компания несет юридическую ответственность за свою деятельность, и потому что в компании на вашем проекте должно работать несколько человек (в идеале). На самом деле, многие компании поступают недобросовестно и перекладывают проект также на одного специалиста и платят ему копейки. Так быть не должно, проектом должны заниматься несколько людей: спец по продвижению, спец по контенту, дизайнер, аналитик и т.д. Поэтому выбирать компанию нужно очень тщательно, желательно по рекомендациям.
Что по деньгам? Если посмотрите по сайтам разных компаний, то удивитесь, какой же разброс цен на услуги! Вроде предлагают все одно и то же. Но у кого-то комплекс SMM стоит 20 000 рублей, а у кого-то 220 000. Почему такая разница?
Здесь работает простая психология. Некоторые компании нарочито демпингуют, чтобы набрать как можно больше клиентов. То есть, вывезти количеством. Конечно, качество в таком случае хромает. Например, компании, работающие за 20 000 рублей в месяц. Вычитаем отсюда налоги, траты на офис и другие ресурсы, закладываем в эту сумму интерес компании. Остаются в лучшем случае 6-7 тысяч на зарплаты. Обычный SMM-щик в Москве получает в среднем 80 тысяч рублей. Очень хороший от 130 000 рублей. Только SMM-щик должен взять в работу 7-8 проектов, чтобы отработать свою зарплату. А ведь проектом должен заниматься не один специалист, но и дизайнер, копирайтер, таргетолог. Уже если по-хорошему. А тут один человек, разрывающийся на 7-8 проектов (а есть примеры когда за 35 000 зп могут предложить вести и 15 проектов). Будет ли толк от такого SMM? Вряд ли. Поэтому SMM-услуги от компании за 20 000 рублей — примерно то же самое, что и фриланс от мамы в декрете за 7 000.
Ок. Тогда что, выбирать компанию за 220 000 рублей в месяц? Не спешите. Когда видите такие драконовские цены, попытайтесь понять: за что компания берет эти деньги. Возможно, это суперкрутой подрядчик, работающий только с крупными федеральными проектами. В таком случае цена может быть обоснована. Возможно, там целый комплекс услуг, а над проектом работает большая команда. Такой сценарий возможен. Но и таких диджитал-компаний, работающих "за дорого", но приносящих суперкрутой результат, не так много. Чаще распространен другой сценарий: компания заламывает цены, очень хорошо себя рекламирует, но вся ее работа — мыльный пузырь. Там есть красивые сложные формулировки, описывающие всю сложность и многогранность их услуг, а по факту — передают проект "девочкам-сотрудницам", работающим над ним за свой небольшой оклад. Будьте внимательнее: не всегда дорого — значит качественно.
Какой же вариант оптимален? Хорошо, когда компания четко разграничивает услуги: тут репутационный маркетинг, тут создание и продвижение сообществ, здесь реклама в социальных сетях, здесь коммуникационный маркетинг. За каждое направление свой тариф, а еще лучше — настраиваемый тариф, когда клиент сам понимает, за что он будет платить. Судя по опыту и рынку, минимальный, но качественный набор SMM-услуг не может стоить меньше 40-50 тысяч рублей в месяц. Опять же, все зависит от конкретной сферы, сложности проекта, объема работ и других условий. Может быть, вам нужно только наполнять ваше сообщество более-менее регулярно. Или вам нужно настроить таргетированную кампанию. Тогда, конечно, бюджет будет поменьше.
В любом случае, выбор подрядчика — дело сложное. Спешить не стоит. Иначе только деньги потеряете.
На мой взгляд, бюджет каждого проекта определяется строго индивидуально, при этом есть какой-то безусловный минимум, ниже которого опуститься невозможно ввиду обычной математики: зарплата специалистов, налоги и другие объективные расходы. Всё остальное должно рассчитываться вместе с заказчиком, должно быть объяснено, почему именно столько требуется средств для достижения конкретных целей. Обязательное условие — подробный план работ, где детально описана каждая услуга и содержание работ. Это поможет как клиенту, так и компании-исполнителю.
Слабым местом многих SMM-компаний является стандартизированный подход к клиентам и отсутствие должной аналитики. Поэтому обратите внимание, насколько индиувидуально подохдят к вашему проекту, какие решения предлагают, и насколько глубоко SMM-специалисты готовы погрузиться в специфику именно вашей деятельности. Это самое главное: как можно продвигать ваш бизнес, не зная основ этого бизнеса? Да никак. Такая работа не принесет успеха.
Резюмируем. Качественный SMM никак не может стоить ниже 40 000 в месяц, если это только не какие-то очень точечные услуги из SMM-комплекса. Качественный SMM может быть и на фрилансе, но таких исполнителей ОЧЕНЬ мало и они стоят дорого. Качественный SMM обычно делают несколько спецов, обладающих разными компетенциями и работающими вместе над проектом. Качественный SMM — это всегда погружение в специфику проекта и глубокий анализ деятельности клиента.
----------------
Ну и чтобы не потеряться в море информации и прочитать вовремя новый материал, добавляйтесь в друзья — задружить в Живом Журнале
------------------
Предлагаю также добавляться в друзья и подписываться на мои аккаунты в социальных медиа:
Моя страница ВКонтакте
Моя страница на Facebook
Мой twitter
Мой instagram
[ Немного о записках о жизни]Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.
Понравился пост? Поделитесь с друзьями:
Journal information