В сознании рядового человека с постсоветского пространства такие события как самоубийство Гитлера, поднятие советского флага над Рейхстагом и полная капитуляция фашистских войск — события чуть ли не одновременные. Хотя это, конечно, не так. Но об этом чуть позже, а пока вспомним о том, как подписывался документ о капитуляции.
Собственно, еще в 1944 году, когда стало понятно, что фашистской Германии осталось жить недолго, союзники договорились, что будут принимать капитуляцию вместе, она будет полной и безоговорочной. Капитуляции отдельных немецких гарнизонов начались уже в конце апреля, а вопрос о полной капитуляции возник уже 4-5 мая. При этом немцы решили обсуждать капитуляцию не с советскими войсками, к тому моменту полностью взявшими Берлин, а с союзниками, находившимися в Реймсе. Изначально в их планах было капитулировать только на Западном фронте. Однако командующий союзными войсками генерал Эйзенхауэр заявил, что торговаться с немцами не будет, пусть, мол, подписывают полную капитуляцию. 6 мая в штаб Главного командования союзных сил были вызваны начальник советской военной миссии генерал Суслопаров и заместитель начальника Высшего штаба национальной обороны Франции генерал Севез. Роль Севеза была чисто номинальной, он выступал свидетелем. Да и было бы странно, если бы представитель французов принимал капитуляцию немцев на правах победителя.
Глава германского правительства гросс-адмирал Карл Дёниц пытался всячески тянуть время,чтобы перебросить на Запад как можно больше войск и беженцев. Также он настаивал на капитуляции немецких войск только на Западном фронте. Переговоры затянулись, в Реймс приехал Альфред Йодль, чтобы всеми правдами и неправдами объяснить Эйзенхауэру, почему полная капитуляция невозможна. Однако безвыходность ситуации все же вынудила Дёница дать право Йодлю на полную капитуляцию, и в итоге соответствующий акт был подписан 7 мая в 02:41 по Берлинскому времени. Согласно тексту акта германские войска должны были прекратить военные действия в 23:01 по центральноевропейскому времени 8 мая (9 мая в 01:01 по московскому времени). Капитуляцию приняли: от англо-американской стороны начальник Главного штаба Союзных экспедиционных сил Уолтер Беделл Смит, от СССР — представитель Ставки Верховного Главнокомандования при командовании союзников генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров. И в качестве свидетеля акт подписал генерал Севез. Важно, что Суслопаров не очень-то понимал, насколько он вообще имеет право подписывать столь важный документ, поэтому предварительно запросил инструкции из Москвы. Но дождаться этих инструкций не получилось, поэтому подписывал на свой страх и риск.
Подписание капитуляции в Реймсе
Интересно, что почти сразу после подписания акта пришла телеграмма от Сталина, где категорически запрещалось подписывать что-то от имени Советского Союза. Конечно, Сталин был разозлен, ведь получалось, что главную роль в подписании капитуляции Германии сыграли западные союзники. Поэтому Иосиф Виссарионович стал настаивать на вторичном подписании акта о капитуляции, но уже в Берлине, и попросил не объявлять официально о победе до 8(9) мая, когда капитуляция официально вступила бы в силу. К слову, репортеров, присутствовавших в Реймсе, изначально попросили (взяли клятву) не болтать лишнего до 8 мая, однако Эдвард Кеннеди из "Ассошиэйтед пресс" не выдержал уже днем 7 мая.
Тем не менее, Сталин твердо стоял на своем, несмотря на явное раздражение со стороны Черчилля. В итоге союзники согласились провести церемонию вторичного подписания акта в Берлине, а сам Черчилль днем 8 мая сделал следующее радиобращение: "…нет никаких причин скрывать от народа сообщённый нам генералом Эйзенхауэром факт подписания в Реймсе безоговорочной капитуляции, а также нет причин, запрещающих нам праздновать сегодняшний и завтрашний дни как дни Победы в Европе. Сегодня, возможно, мы больше будем думать о себе. А завтра мы должны отдать должное нашим русским товарищам, чья отвага на полях сражений стала одним из важнейших слагаемых нашей общей победы".
Второй акт о безогорочной капитуляции Германии был подписан в берлинском предместье Карлсхорст в здании бывшей столовки военного училища. Текст берлинского акта почти полностью повторял реймсский текст за небольшими исключениями. На момент подписания заключительного акта по западноевропейскому времени было 23.15, по московскому — 02.15. В этот раз со стороны СССР капитуляцию подписал Жуков, а со стороны США заместитель Эйзенхауэра — Артур Теддер. Поначалу собирался сам Эйзенхаэур, но Черчилль намекнул, что таким образом берлинский акт станет статуснее реймсского, поэтому вышло так, как вышло.
Начальник Верховного главнокомандования Вермахта Вильгельм Кейтель подписывает капитуляцию в Карлсхорсте
На Западе и сейчас значение второго акта принижают, называя его ратификацией первого. В нашей стране наоборот, о 7 мая в основном замалчивают, считая реймсскую капитуляцию предварительным актом. Разногласия вылились и в датах празднования победы над Германией — у нас 9 мая, в Европе — 8 мая. Хотя при желании можно было бы согласовать и единую дату.
Но опять же, даже эти даты весьма условны. Потому что победой над фашизмом можно вполне резонно считать и другие даты:
30 апреля — застрелился Гитлер, осознав свое полное поражение.
1 мая — флаг над Рейхстагом. При этом бои внутри здания шли еще два дня.
10 мая — капитуляция немецких войск в Курляндии.
22 мая — капитуляция 6-го корпуса СС. Командир корпуса, Вальтер Крюгер, отстреливался от советски солдат до последнего патрона, которым и застрелился.
Как видно, ни 8-го, ни 9-го мая бои полностью не были прекращены. Но мы празднуем День Победы 9-го мая, и пусть будет так. Однако этот текст в очередной раз должен сказать о том, что вспоминать о войне и победе в ней только 9 мая — плохо не только по этическим причинам, но и странно по причинам историческим.
-----------------
Ну и чтобы не потеряться в море информации и прочитать вовремя новый материал, добавляйтесь в друзья — задружить в Живом Журнале
------------------
Предлагаю также добавляться в друзья и подписываться на мои аккаунты в социальных медиа:
Моя страница ВКонтакте
Моя страница на Facebook
Мой twitter
Мой instagram
[ Немного о записках о жизни]Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.
Понравился пост? Поделитесь с друзьями:
Journal information