ИЗБИРАТЕЛЬ НЕ ПОЙМЕТ
Когда я прочитал слова воинственного Керри, сразу вспомнил 2009 год. Тогда Россия прекратила ввоз свинины из США, потому что там была чума свиней. Минсельхоз США тут же собрал российских журналистов и повез в Штаты, поехал и я. Я видел, что в аграрных регионах царила форменная истерика: запрет ввоза грозил разорить чуть не поголовно всех свиноводов. Американцы угрохали массу сил, доказывая нам, журналистам,что никакой чумы у них нет, а если и есть, для человека она не опасна. Если сенаторы в самом деле попытаются ограничить торговлю, как они объяснят своим избирателям, почему они - фермеры, производители электроники, техники - должны нести потери, «наказывая» Россию? В США есть влиятельная организация «Граждане за свободу торговли». Боюсь, она просто порвет сенаторов. Им не переизбраться. А сенаторы хотят оставаться сенаторами.
Ситуация интересна еще и тем, что США - не самый важный торговый партнер России. Импорт из США занимает 14-е место среди стран. А по объему ввоза в США Россия и вовсе занимает 30-е место. Экспорт в США - $11 млрд., импорт оттуда - $17 млрд. Для сравнения, импорт из Китая - $53 млрд. Но, несмотря на эти цифры, рынок России критичен для США, потому что нам они продают то, что другим не продашь. Например, продукцию АПК (на $500 млн.): после того, как Бразилия и Аргентина сами стали экспортерами еды, сбыт аграрных товаров и технологий сосредоточился на России. Мы-то легко заменим поставщика: скажем, племенной скот производят в ЕС и в Канаде, свинину - повсюду в мире, и так далее.
США могут прекратить поставки высокотехнологичного оборудования нашему ВПК. Нам это будет неприятно, конечно, но возникает вопрос: а разве американцы не хотят продать свою продукцию? И кому они ее продадут? Другого столь крупного покупателя, как Россия, на рынке просто нет. С другой стороны, только-только продлили контракт на поставку из России ракетных двигателей на американские ракеты «Антарес». Что бы ни говорили про нашу промышленность худого, ракетные двигатели мы делаем лучше всех. Чем американцы их заменят?
НЕ ТАК КРЕПОК ДОЛЛАР
Не все так просто и с санкциями против банков. Российские предприятия суммарно заняли на внешнем рынке $732 млрд. Если прекратить банковские контакты, то и отлично, скажут наши заемщики, долг возвращать не нужно. Вряд ли западные банки будут рады. Скажем, Газпром и Роснефть кредитуются в Morgan Stanley и Bank of America (суммарно на $20 млрд.). Компании заявляют, что платить не будут, банки показывают дыру в балансе, от этого - проблемы у их клиентов, то есть американских предприятий... Конечно, щедрый американский бюджет может помочь банкам, но как объяснить эту щедрость налогоплательщикам?
Конечно, у США остается такой инструмент давления, как обслуживание банковских карт. Напомним, что процессинговые центры систем VISA и MasterCard находятся отнюдь не в России. Взять на себя полностью обслуживание платежей по картам нашим банкам будет сложно, говорит начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий. Но согласятся ли указанные компании понести потери ради «идеи»? Ведь от заморозки и они лишатся доходов. К тому же удовольствие посеять хаос в России, отключив карты, может оказаться сомнительным. Россия хранит суверенные фонды в ценных бумагах, номинированных в долларах. Речь идет о десятках миллиардах долларов. Наша страна - пятый в мире держатель валютных активов. Россия в ответ на санкции примется уходить из доллара, например, в юань. Нетрудно представить, что станет и с курсом доллара, и с ценой самих американских ценных бумаг. Это только кажется, что, раз мы держим свою «заначку» в долларах, то зависим от США. Еще вопрос, кто от кого сильнее зависит.
Journal information