Как праздновали Пасху в СССР
фото взято из публикации Пасха (католическая) в Паттайе (Таиланд). Пасхальный фестиваль
Красная пасха
Если религия — опиум, то Пасха — его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник. На борьбу с церковью в Союзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов. Но стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашенки тут же выбрались из подполья…
ТАНЦЫ, ЧУЧЕЛА, СПЕКТАКЛИ
Свободу антирелигиозной пропаганды провозгласили в 1929 году. Церкви обложили налогом; если община выплачивала его, то добавляли второй, третий… И так до тех пор, пока бремя становилось непосильным и храм не закрывали.
«При этом община сама должна была послать наверх обращение трудящихся с просьбой ликвидировать храм, — рассказывает историк Олеся Стасюк. — Из материалов госархива видно, что все подобные заявления обычно были написаны одним почерком или, например, часть документов дублировала один вариант текста, а часть — второй, как под копирку».
Из многих освободившихся храмов попросторнее устраивали клубы. По словам историка, бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себя ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставляли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки. Кого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго.
«Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя, — говорит Стасюк. — В голодные годы, как свидетельствуют старожилы, бывало, на всю семью варили всего одно яичко и делили. Многие просто сидели дома и горевали, что в такой день ни в церковь сходить, ни отпраздновать нельзя».
КАК РАЗГОВЛЯЛИСЬ
В 1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали.
Карикатура из журнала «Крокодил»
К этому дню, по словам Стасюк, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы.
СВОЯ СВАДЬБА
Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми, советскими.
«Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь понятную ему форму и идейное содержание, — рассказывает религиовед Виктор Еленский. — Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи».
СМИ боролись с религией всеми доступными им методами.
Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х — уж слишком откровенную пародию представляли они собой.
СКВОЗЬ БОЛОТА
Но партийная антирелигиозная комиссия сдаваться не собиралась. В конце 40-х в семьях предпраздничные приготовления все еще держали в тайне, говорит историк Петр Бондарчук.
«Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию, — приводит он пример из свидетельств участников тех событий. — Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию».
Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество. «Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова:
«Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость — идти в церковь на святую Пасху…»
В 40-е И ПОСЛЕ
Всплеск религиозности случился во время войны, и как ни странно, граждан почти не преследовали. «Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратился к народу на церковный лад — „братья и сестры!“. А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», — отмечает Виктор Еленский.
Агрессивное высмеивание и сжигания чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто для тихого отмечания праздника, а остальных граждан планировали ненавязчиво занимать в пасхальные дни.
«На атеистическую пропаганду в СССР выделяли огромные деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах, — рассказывает религиовед. — В свойственной «советам» манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в предыдущем.
БОЖЬЯ КАРА
Пенсионерка Мария Гуцал и спустя 70 лет охает, вспоминая, как ее «пропечатали» в школьной стенгазете: ходила святить вербу, а «добрые люди» доложили кому надо.
В понедельник после Пасхи педагоги проверяли руки у детей: если замечали следы от крашенок — были проблемы. «Перед праздником хозяйкам было ни хату побелить, ни холодец сварить из-за совхозных субботников, особенно если Пасха совпадала с майскими праздниками, — вспоминает она. — Как-то директор молокозавода в Святое Воскресенье заставил рабочих чистить площадь под первомайскую демонстрацию, хоть люди и упрашивали перенести уборку. Жена его вскоре родила ребенка-калеку, и все говорили — Бог наказал».
А Николай Лосенко рассказывает, что забрав церковь в его родном селе под клуб, использовать ее не смогли: крутят кино — звук такой, что ничего не разобрать; включат музыку — одни завывания. «Это теперь ясно, что в стенах храма были резонаторы, пустотелый кирпич, чтобы от хорового пения эхо шло. А тогда судачили, что это церковь мстит», — поясняет он.
НАЧЕКУ
Общественность не давала верующему люду покоя. Даже октябрят инструктировали перевоспитывать несознательных родственников, иначе — выговоры и испорченные характеристики. Чтобы вовремя «пресечь и искоренить», райкомы с парткомами командировали на всенощные бдения в компанию к бабушкам свои рейды.
Заслоны из педагогов, оцепления комсомольцев, отряды дежурных дружинников всю ночь зевали под церквями, вылавливая в толпах воспитанников и коллег.
«В конце 70-80-х молодежи войти в церковь на Пасху было нельзя — милиция окружала, — вспоминает настоятель Свято-Успенской церкви села Семенивка отец Иоанн. — Чтобы учителя не взяли „на список“, ездили на службу в чужие села, где нас никто не знал. А стал постарше — вызывали „на ковер“ и ставили на вид».
Дружинники. Отлавливали верующих возле церквей.
Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и прочие редкости. «Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», — рассказывает Николай Лосенко.
А в родном селе сына священника Анатолия Полегенько ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно — звук приглушался.
«Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, — говорит Полегенько. — До войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполнял пасхальные песнопения».
ДЛЯ ГАЛОЧКИ
Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. Адекватные «контролеры» никого не карали, но играли роль до конца. «Учителя вели беседы про „поповский мрак“ чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, — говорит Лосенко. — Они и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это».
Отец Витольд тоже начинал учителем. В первое же школьное Рождество поступила директива патрулировать село в поисках колядников.
«Разбились мы по компаниям, ходим по улицам. Пока никто не видит — шмыгнули к одному коллеге домой, „поколядовали“, потом быстрой перебежкой к другому. И так весь день, да так, чтоб не попасться на глаза колядующим ученикам: надо было делать строгий вид, а то выставят со скверной характеристикой», — делится Левицкий.
Бывшему комсомольцу Андрею Ващуку лично довелось в 80-х ходить в дежурном патруле в ночь на Пасху. «Никого мы не ловили: просто отстаивали службу и утром христосовались, как все, — признается он. — А дежурные педагоги могли так „разговеться“ под церковью, что еле ноги волокли».
-----------------
Ну и чтобы не потеряться в море информации и прочитать вовремя новый материал — добавляйтесь в социальных сетях в друзья: (задружить Сергея в Живом Журнале):
------------------
Предлагаю дружить в соц. сетях - велкам друзья:
Фэйсбук
ВКонтактик
Одноклассники
И мой Инстаграм не пропустите :)
[ Немного о записках о жизни]Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.
Понравился пост? Нажми на кнопочку :)
Re: о научном атеизм: Вы не правы
Edited at 2016-05-03 03:20 pm (UTC)
Re: о научном атеизм: Вы не правы
1. Это означает, что в университетах СССР не было "основ научного атеизма" как зачетного предмета.
2. Вы будете утверждать, что в остальных сельхозвузах не было "основ научного атеизма"?
3. Вы будете утверждать, что пример Вашей академии это правило для советских вузов, если во всех университетах были 2основы научног атеизма".
4. Зайду на днях в Тимерязевку проверю Вашу информацию про отсутствие "основ научного атеизма" в программе 1973-1978 г.г. Мне искренне интересно, как Тимирязьевка без атеизма обошлась.
5. В Москве и Питере комсомольские рейды на Пасху не практиковались из-за боязни западных СМИ отменили вначале 80х, после хельсинкского акта, работали стукачи.
6. В Москве Пасху не справляли так как в Нижнем, разве что на окраинах Москвы. Тем более, что в СССР религия считалась уделом деревни, поэтому борьба велась в основном среди рабочего класса гегемона руками (языком) интеллигенции.
"Как не было и Дарвинизма, что весьма было важно для нашей кафедры цитологии и генетики"
И? Был предмет "Теория эволюции"? Так было почти везде. Начиная с 1968 года. Кафедры переименовали. У нас кафедра генетики называлась. Но учили по учебнику Лобашова "Дарвинизм".
Это было на кафедре "генетики и селекции" МСХА им. К.А. Тимирязева, которую возглавлял когда-то сам Т.Д. Лысенко.
"В 1948 г. после сессии ВАСХНИЛ кафедра генетики была объединена с кафедрой селекции под руководством Т.Д.Лысенко. В то же время директором академии был назначен В.Н.Столетов, который был зачислен в штат кафедры в качестве профессора".
http://www.timacad.ru/faculty/agro/selecpole/index.php
Re: о научном атеизм: Вы не правы
Edited at 2016-05-03 05:51 pm (UTC)
Re: о научном атеизм: Вы не правы
А я и не утверждаю, что он возглавлял Вашу кафедру в 1973. Я лишь утверждаю, что
1. Лысенко её возглавлял после 1948
2. После падения Лысенко во многих местах преподавание "Дарвинизма" было заменено на преподавание "теории эволюции" или "основы теории эволюции".
Сейчас этот курс есть в Программе факультета агрономии и биотехнологии есть http://www.timacad.ru/faculty/agro/ , читает этот курс Смиряев http://www.timacad.ru/catalog/pps/detail.php?ID=1104,
A.В. Смиряев, Л.С. Большакова. Основы эволюционной теории. Учебное пособие - М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2008. 140 стр., формат 60х84, 1/16, мягкая обл.. Тираж 200экз. Цена 91 руб.
http://www.genetics.timacad.ru/Publications/works_books.htm#evol_teor
Re: о научном атеизм: Вы не правы
Re: о научном атеизм: Вы не правы
Тогда интересен и другой факт, как из переосмысления дарвинизма возник современный гипердарвинизм апоть до социал-дарвинизма Маркова и Борисова. С лекциями "Дарвин великий математик и киьернетик"
https://vk.com/video-103802896_456239041
Такого оголтелого дарвинизма, как в России нет сейчас нигде в мире.
такого оголтелого дарвинизма как в России сейчас нет н
Re: такого оголтелого дарвинизма как в России сейчас не
И якобы вмешательство Церкви - миф. Чтобы лепить "Дарвин - математик и кибернетик" Борисову его старообрядчество не помешало. Кстати, Вы в курсе, что Дарвин по диплому теолог, а Уоллес, вообще был очень религиозен?
Вот пример ахинеи, которую вдалбливают учителя биологии:
Ч.Дарвин считал внутривидовую борьбу наиболее острой формой борьбы за существование. Как вы думаете, почему?
После обсуждения класс приходит к выводу, что внутривидовая борьба является наиболее острой формой борьбы за существование, т.к. все особи нуждаются в одних и тех же, причем сильно ограниченных ресурсах – пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения. (Вывод записывается в тетради.)
http://bio.1september.ru/article.php?ID=200004402
Замечу, учительская газета, методическая статья для учителей биологии.
После таких уроков странно, что у нас не все социал-дарвинисты.
Стая волков кормит своих больных, а люди учат своих детей, что главное убивать своего ближнего ради "сильно ограниченных ресурсах – пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения".
Вы еще удивляетесь, что упоротый дарвинист рукоплещет украинским подвигам в Одессе?
http://kelavrik-0.livejournal.com/300754.html
Так ведь это сам Дарвин 150 лет назад ему сказал!
Re: такого оголтелого дарвинизма как в России сейчас не
А теперь цитата учительницы биологии, которая скорее не против Церкви, а против всей русской литературы и культуры выступает.
"3.1 Агрессивность как неизбежное свойство всех живых организмов
Учитель вводит понятия агрессии и агрессивности. Вопрос учащимся: как понимаете термин «агрессивность»? Выслушав мнения учащихся, учитель обращается к словарю Ожегова:
«Агрессия» – 1) вторжение на территорию другого государства, нарушение суверенитета;
2) открытая неприязнь, вызывающая враждебность;
3) бытовое – нападение (неоправданное, несправедливое).
Затем приводится толкование понятия агрессивности по К.Лоренцу: агрессивность – злость, злоба, ненависть, ярость. Термин нейтрален.
Агрессия часто проявляется в нападении, но нападение без злобы – не агрессия. Агрессивное поведение всегда сопровождается эмоциями. В качестве иллюстрации и для закрепления понятия учитель помещает на доске следующие пары названий животных"
Re: такого оголтелого дарвинизма как в России сейчас не