Например, история уже двухлетней давности с ВТБ и Андреем Костиным. В активной информационной атаке на банк и его руководителя были задействованы многие СМИ со ссылками на "западные авторитеты". В частности, в публикации "Давос принял банкира за "Деда Хасана"?" были приведены какие-то странные сравнения и метафоры, при этом ссылавшиеся на мнение некоего "западного эксперта". Будто он заявил, что в Давос Россия привезла два похожих бренда — Андрея Костина и Деда Хасана, похороны которого были в то время одной из самых обсуждаемых в России тем. Публикацию эту очень хорошо растиражировали российские СМИ. "Черная пиар-кампания" удалась, несмотря на всю абсурдность пассажа "Костин — Дед Хасан".
Наряду с ВТБ активным информационным атакам подвергается ОАО "Тольяттиазот" — крупнейший в мире производитель аммиака и системообразующее предприятие региона. Оппонент "Тольяттиазота" — компания "Уралхим", претендующая на роль миноритария, — делала всё, чтобы добиться возбуждения уголовных дел в отношении представителей "Тольяттиазота". Также было заложено несколько "информационных мин": в частности, оппонент в свое время пытался уличить владельцев "Тольяттиазота" в дружбе с опальным Борисом Березовским и спонсировании оппозиционного канала. Причем информация, активно размещаемая на онлайн-площадках, попросту не имела никаких ссылок на источники. А интервью главы "Тольттиазота" выворачивали наизнанку и подавали в нужном ключе. Естественно, учитывая специфику предприятия, не обошлось и без "экологических" атак — обвинения в загрязнении окружающей среды и тому подобные набросы. Полный набор "черного пиара".
Каково же было мое удивление, когда во время просмотра нового фильма-расследования уважаемого Аркадия Мамонтова "Олигарх", я и там увидел кадры о "Тольяттиазоте". Как вы уже догадались, опять говорили в негативном контексте. Фильм, в общем-то, посвящен украинскому олигарху Игорю Коломойскому, но как-то умудрились вставить фрагмент, где политым грязью оказалось российское предприятие. В качестве эксперта, при этом, выступил журналист Олег Лурье — сами понимаете, человек с неоднозначной репутацией и 8-ю годами приговора за обвинение в шантаже.
Во фрагменте, конечно, не говорится о том, как самостоятельное и важнейшее для региона и страны предприятие ОАО "Тольяттиазот" вот уже который год пытаются "отжать". Нет, там какие-то слухи, домыслы и красиво начерченные схемы. Однако же предприятие прекрасно развивается, исправно платит налоги, обеспечивает хорошую зарплату своим рабочим и несет за них социальную ответственность, занимаясь в том числе и благотворительностью. Однако ж, кому-то никак не дает покоя этот лакомый аммиаковый кусок. Потому и информационная война, где погибает не только имидж страдающего, но и совесть нападающего.
Фильм, напоминаю, посвящен украинскому одиозному олигарху Игоря Коломойскому. А руководителей "Тольяттиазота" обвиняют во всех смертных и несмертных грехах только лишь по той причине, что аммиакопровод, по которому транспонтируется аммиак, проходит в том числе и по территории Украины. Из этого делается идиотский вывод, что "Тольяттиазот" заодно с Коломойским. Цель заказчиков понятна - смешать руководителей ТОАЗа с личностью одиозного олигарха и попытаться представить их как политически нелояльных нынешнему руководству страны. Т.е. ничего нового и более оригинального придумать не смогли.
Но есть и еще более забавный "косяк". Во фрагменте при монтаже даже не удосужились вырезать фото Дмитрия Мазепина из "Уралхима" — того самого "оппонента" "Тольяттиазота", давно жаждущего заполучить непокорное предприятие.
Оставят ли "Тольяттиазот" в покое? Или новые преследования, обыски, уголовные дела, спецрасследования, репортажи, заказные статьи, фальсификации? Такое же рейдерство, только на уровне медиа. И сложно не вспомнить, как первые люди нашей страны неоднократно подчеркивали, что честному бизнесу нужно помогать и избавлять его от излишнего давления. В бизнес-спорах всё должно решаться честным путем. Пока не выходит.
Что будет с предприятием, которое постоянно повышает рост производительности, увеличивает налоговые выплаты и создает новые рабочие места? Пока не ясно. Одержать победу с системой "черного давления" удается немногим.
Фото — eldir.ru
В заключение, еще о методах "небелого пиара". Это уже о компании "Транснефть". В 2013 году пресс-службе "Транснефти" пришлось долго и муторно опровергать лживую информацию: на сайте компании Rosfuel в разделе "Руководство" среди членов совета директоров были указаны и представители топ-менеджмента "Транснефти" Николай Токарев и Маттиас Варниг — конечно, никакого отношения к Rosfuel не имеющие. Пришлось издавать официальное обращение, в котором сообщалось, что возможной причиной такой дезинформации стали действия преступной группировки, которая специализируется на шантаже топ-менеджеров крупнейших компаний.
Вот такие войны происходят в Росиии. Так что, если собираетесь стать крупным бизнесменом, будьте готовы и к такому сверхдавлению.
Journal information