А кто же тогда русские?
Есть интересное мнение, что русский — это не национальность вовсе. Русский — это человек русского языка и русской культуры. Например, слово "русский" можно считать прилагательным, то есть характеризующим определенным образом людей, проживающих в России. И не важно, какие у тебя при этом этнические корни. Мнение интересное, но очень спорное.
По другой версии, русскими в исконном смысле следует считать великороссов, так как это самый большой восточнославянский народ (потому и "велико" — большой, значительный), и русскими до 2017 года называли великороссов, малороссов и белоруссов вместе. Очевидно, что великороссы внесли значительный вклад в становление русской нации, воспринимая и обогащая многие другие культуры. Согласно такой версии, русские — это непосредственные потомки великроссов.
Часто в истории встречались люди, называющие себя русскими разного происхождения. В том числе и славянского, и скандинавского, и грузинского. И любого другого. Многие полководцы, поэты, художники. То есть, русский в таком понимании — это больше специфическая связь с русским мировоззрением и, возможно, гражданство, нежели этническая принадлежность.
А Солженицын писал следующее: "Русские представляют собой как бы основу ковровой ткани — населения всей страны, неразрывно связанную с ней исторически и ментально, оказавшую огромное влияние на другие нации в составе России, которой и самой пришлось претерпеть влияние других народов".
Таким образом, понятие "русский" можно рассматривать и в этническом смысле, и в культурно-мировоззренческом, и в смысле гражданственности. А можно и во всех сразу. Стоит отметить очевидный факт: этнические корни русских так или иначе являются результатом смешения многих племен: славянских, тюркских, финно-угорских, любых других. Русские — это скорее суперэтнос, то есть слияние многих этносов.
При все при этом, кого-то из представителей национальных автономий может обидеть, если его назовут русским. А вот россиянином — нет (и то, не факт). Но никакой правильности в этом вопросе быть не может. Все зависит лишь от трактовок, которых огромное множество.
Journal information