Доктор Эммет Браун установил на счетчике в DeLorean дату 1 января 2019 года. Вместе с Мартином Макфлаем они отправляются в будущее, чтобы узнать, кто стал президентом России, и что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в настоящем.
Так мог бы начинаться четвертый фильм "Назад в будущее" и так бы, наверное, мог начинаться четвертый срок правления Владимира Путина. До 2018 года случиться может всё, что угодно. Учитывая геополитическую обстановку — тем более. Но если мы проводим наш эксперимент в лабораторных условиях, то вопрос, по сути, только один: Путин или кто-то другой?
Январское исследование "Левада-Центр" показало, что 55% россиян хотело бы видеть на посту президента после 2018 года Владимира Путина. И это гораздо больший процент, нежели в марте 2014-го (32%). Если не будет каких-то экстраординарных факторов (война, сверхглубокий и затяжной экономический кризис, резкое обострение межнациональных отношений и т.д.), то сценарий очевиден — Путин останется президентом на четвертый срок.
Хотя подождите. А хочет ли этого сам Путин? Судя по его настроению и заявлениям, он не против. Прошедшей осенью в интервью агентстсву ТАСС Влладимир Путин сказал по этому поводу следующее: "Буду исходить из общего контекста, внутреннего понимания, своего настроения". И отметил, что Конституция дает ему право на второй срок подряд. Еще раз. Таким образом, Путин — главный претендент на президентство 2018-2024. Оппозиция, как мы могли убедиться в декабре и январе, даже слабее, чем пару лет назад.
Кто, если не Путин? Может, Дмитрий Медведев? Вряд ли. Все мы понимаем роль Медведева в 2008-2012 годах. Сейчас же сам Дмитрий Анатольевич исключает возможность конкуренции с Путиным в 2018-ом. В интервью Bloomberg TV Медведев это особо подчеркнул: "Я считаю, что это было бы неправильным. Это невозможно. Мы относимся к одной политической силе, зачем же нам конкурировать?".
Как насчет Сергея Шойгу или Дмитрия Рогозина? Да, именно в связке. Потому что именно эти имена чаще всего всплывают, когда речь заходит о возможном преемнике Путина. Очевидно, что фигура Шойгу более известна в российском медиаполе. И его заслуги, нгапример, в крымской операции более очевидны. То есть, для простого народа Шойгу, наверное, предпочтительнее. Тем не менее, несмотря на внешнюю слабость позиций Рогозина, не стоит его недооценивать. Ведь именно он как публичное лицо начал атаку на предыдущего министра обороны Сердюкова. Так или иначе, в президентство и Рогозина, и Шойгу верится с трудом. Внешне кажется, что им не хватает харизмы для такой должности. Хотя в случае с Медведевым тоже так казалось. Но видимость борьбы преемников создается. Уж лучше же видимость борьбы между собой, чем с Путиным, не так ли?
Немного сюрреалистичный вариант — Рамзан Кадыров. Хорошие отношения с Путиным плюс гарантированное продолжение его политической линии. У Кадырова как раз харизмы и воли хоть отбавляй. А также опыт руководства сложным регионом. Другое дело, трудно его представить на внешнеполитической арене в дипломатических переговорах. Но кто знает, в каких переговорах мы вообще будем участвовать в 2018-ом. Сейчас представить Рамзана Ахматовича в президентском кресле все равно трудновато.
А теперь перейдем к оппозиции. А что? А вдруг? За три года может многое поменяться. Допустим, Алексей Навальный сможет набрать действительно реальную силу и поддержку и прийти к власти в 2018-ом. Правда, в мирный приход к власти Навального что-то слабо верится. Но представим. Что изменится в России? По идее — всё. Хотя Навального постоянно и критикуют за отсутствие четкой программы, главный пункт его политических воззрений гласит: "...люди, через выборы пришедшие в новую власть, должны опираться не на идеологические догмы, но следовать нравственным нормам, верить в человека и здравый смысл".
Нынешняя власть, конечно, тоже скажет, что следует нравственным нормам, а как иначе. Навальный, помимо своей активной борьбы с коррупцией и за гражданские права, известен некоторыми националистическими воззрениями. Как это сможет ужиться в потенциальном президенте — вопрос. Но пока в Навального-президента верится еще меньше, чем в
победу сборной России на ЧМ 2018. И не потому, что Алексей — слабый политик или плохой человек. Просто должно случиться что-то неординарное, чтобы условия в стране поменялись до такой тсепени, что Навальный-президент стал бы персоной реальной, а не мифологической.
Ход конем. Михаил Ходорковский. Этот человек не раз заявлял о своих политических (как он сам говорит — общественных) амбициях, а его бэкграунд вполне может служить платформой для избрания на пост президента. Но, как и в случае с Навальным, для этого должно сойтись множество звезд на небе и один гармоничный пасьянс из политических карт России. Пока для этого предпосылок не так много. Ходорковский считается главным политическим оппонентом Путина. Не Навальный, не Прохоров. А Ходорковский.
"…Я готов стать президентом, если это потребуется для того, чтобы пережить кризис и провести конституционную реформу", — заявлял Ходорковский в интервью французской газете Monde. Напомню также, что Ходорковский возродил проект "Открытая Россия", цель которого – объединить проевропейски ориентированных россиян с тем, чтобы бросить вызов власти Путина. Получится ли? Увидим.
Есть и еще один вариант. Совершенно новое лицо, которое появится вдруг из ниоткуда. Как, например, Гиркин. Харизматичный, идейный, умеющий объединять. Появится из ниоткуда и за быстрое время наберет нужное количество баллов. Нынешние политчиеские элиты вряд ли допустят на опасное расстояние такого конкурента. Но в кризисное время может произойти всякое.
Док и Макфлай вернулись в 2015-ый. Иногда лучше не рассказывать о будущем, а стараться изменить мир к лучшему в настоящем.
За кого бы вы проголосовали - если бы выборы были бы завтра
P.s. Голосовалка без действующего президента - так как он уже итак Президент. Хочется посмотреть прочие предпочтения...
Фото: ИТАР-ТАСС, РИА Новости, Коммерсантъ.
Journal information