Последние дни в нашей стране мы можем наблюдать самую настоящую панику. Люди с горящими глазами и трясущимися руками совершают набеги на магазины и скупают все, что попадает под руку. Снимают наличность с карт, выстраиваясь в очереди к банкоматом. Совершают прочие лихорадочные действия. Пугают друг друга тем, что банки приостанавливают работу.
А теперь подумайте, что происходит на самом деле. Есть такое понятие как самоисполняющееся пророчество. Его смысл заключается в следующем: кто-то что-то "предсказывает" — чаще всего неверно, но внешне это выглядит весьма правдивым. В итоге люди начинают себя вести так, что это пророчество, изначально ложное, и в самом деле сбывается.
Известный исследователь Роберт Мертон описывает подобную ситуацию в своей книге «Социальная теория и социальная структура» на примере вымышленного банка некого Картрайта Миллингвилля. Первоначально финансовые дела обстоят у банка неплохо — у него есть определенный запас ликвидных активов, большая часть которых инвестирована в другие начинания. Однако, в один день (по какой причине неизвестно) в банк одновременно приходит большая группа вкладчиков. Вкладчики, видя, что их собралось немало, начинают беспокоиться. Кто-то пускает необоснованный слух, что у банка финансовые неурядицы, он несостоятелен и вскоре будет объявлен банкротом. В результате количество желающих забрать деньги, пока не поздно, резко увеличивается. Возникает паника. Банк не имеет физической возможности выполнить обязательства по вкладам. В итоге банк действительно признается несостоятельным и объявляется банкротом.
Ничего не напоминает?
Люди пару дней назад начинают "предсказывать", что в нынешней ситуации начнутся проблемы с банками. Все ломятся к банкоматам. Естественно, из-за огромного потока клиентов у банков начинаются трудности, в банкоматах заканчиваются деньги, онлайн-сервисы перестают работать из-за перегрузки сервера. А люди твердят еще больше: "видите-видите, совсем все плохо". И пытаются всеми правдами и неправдами снять деньги, сея еще больший хаос. Если бы никто не паниковал, то и проблем бы никаких с банками не было.
Та же самая ситуация и с магазинами. Давки, ажиотаж, паника. Но, в конце концов, нужно хоть немного головой думать. А то и впрямь рефлексы толпы становятся превыше всего остального. Не стоит поддаваться панике, не все так плохо. В конце концов, в 98-м стояли в очередях за хлебом, а сейчас — за телевизорами. Своей паникой мы ситуацию только ухудшаем. С холодной головой надо кризисы переживать, с холодной...
Journal information