К сожалению, я не смог попасть на прощание со старцем ;( - находясь в отпуске я просто не смог приехать с ним проститься. Не стало и чудес - творимых при жизни старцем... Прощальную панихиду служил отец (священик) Виктор...
Как-то раз у старца спросили, о чем он мечтает. Глаза Феофана вмиг наполнились молодостью и светом, а лицо озарила улыбка: «Грешный я. Вот и мечтаю, как бы мне унаследовать Царство Божие и избавиться от муки вечной. Наш суетный мир — это только временное жилье, а вечность — это жизнь в Господе...»
Его часто спрашивали, за что людям даются страдания и болезни. Батюшка в ответ цитировал Евангелие: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Если люди живут благочестиво и богоугодно, соблюдают заповеди, то будут всегда здоровы. Человек — это драгоценный сосуд, но весь запачкан грехами, пороками и страстями. Господь очищает его в горниле скорбей и болезней, поношений и напастей. Поболеет, помолится, покается и тогда избавляет его Всевышний от муки вечной».
Последний святой земли Мордовской...
16 мая стало скорбным днем для сотен тысяч верующих. На 78-м году жизни скончался старец Феофан. Он прославился на всю страну даром исцеления и прозорливости. Последние месяцы батюшка тяжело болел, но, превозмогая телесные муки, принимал страждущих и неустанно молился. Его духовные чада уверены, что даже после смерти старец будет помогать всем нуждающимся. Как жил старец? Какие наставления оставил нам? О духовном подвиге отца Феофана.
Проводить старца в последний путь собрались сотни паломников из разных уголков страны. Ханты-Мансийск, Липецк, Саратов, Волгоград, Самара, Нижний Новгород – вот неполный перечень городов, откуда съехались духовные чада праведника. Храм в Макаровском монастыре, где проходила заупокойная литургия, не смог вместить всех собравшихся. Длинная очередь растянулась почти до самых ворот. Люди несли свечи и цветы. «Мы осиротели! Для меня словно солнце закатилось! - паломница Галина прижимает к груди портрет отца Феофана. - Он был святым при жизни! Кто же теперь будет лечить, наставлять на путь истинный? К нему приезжали с грузом проблем, а уходили обновленными с просветленной душой».
Помощь
Уже давно потерян счет чудесам, происходившим при молитве старца. Перед его духовной мощью отступали самые тяжелые недуги – онкология, ДЦП, туберкулез, эпилепсия... За сутки он принимал до 500 и более человек. Ольга Еремина из Нижегородской области регулярно организовывает паломнические поездки в Макаровский монастырь. Она помнит сотни случаев исцелений. «Их было настолько много, что можно написать несколько книг, - рассказывает женщина. - 8 лет назад батюшка поставил на ноги нашего земляка. Парень после войны в Афганистане стал инвалидом, передвигался на коляске. Батюшка приложил копие, и больной пошевелил пальцами ног. Помню 6-летнюю девочку, которая страдала припадками. Батюшка сделал отчитку, и эпилепсия ее больше не беспокоила».
Монахиня Анна (Ягодина) из Большеберезниковского района, как и сотни других духовных чад, пришла попрощаться с праведником. С отцом Феофаном она познакомилась, оказавшись на волосок от смерти. Раньше ее звали Галиной, у нее был вполне налаженный быт и стабильная работа экономиста. Но болезнь перечеркнула все. Врачи диагностировали злокачественную опухоль мозга. Узнав, что жить осталось совсем немного, она решала посвятить себя служению Богу. Женщину мучили сильные головные боли, возникли проблемы с дыханием. К старцу она приехала сильно ослабленной и получила надежду на исцеление. «Он очень добрый… был, - плачет монахиня. - Всегда всех радушно принимал. В день к нему могло приехать немало автобусов с паломниками, он никому не отказывал. Уставал сильно, но вида не показывал. О себе не думал вовсе». Из-за болезни монахиня неоднократно была на краю гибели, но каждый раз молитвы старца оказывались сильнее смерти. «Я жива только благодаря старцу, - в глазах Анны застыли слезы. - Как только начинаются приступы – еду к нему. Плачу и спрашиваю: «Послужу ли я Господу?». А он отвечает: «Не плачь, еще послужишь!» Помолится батюшка, и боль уходит. А что со мной станет теперь известно одному Богу. Но думаю, что батюшка и у престола Господня будет просить за нас, грешных».
Его часто спрашивали, за что людям даются страдания и болезни. Батюшка в ответ цитировал Евангелие: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Если люди живут благочестиво и богоугодно, соблюдают заповеди, то будут всегда здоровы. Человек — это драгоценный сосуд, но весь запачкан грехами, пороками и страстями. Господь очищает его в горниле скорбей и болезней, поношений и напастей. Поболеет, помолится, покается и тогда избавляет его Всевышний от муки вечной».
На отчитку к Батюшке нередко привозили бесноватых. Изгнание злого духа - зрелище не для слабонервных. Больные кричат, воют, лают… Подобный обряд был небезопасен и для самого старца. «Как-то раз он приезжал к нам в Зубово-Полянский район, - рассказывает паломница Александра. - К нему привели одержимую женщину. Как только старец начал читать, больная стала огрызаться, накинулась на батюшку с кулаками. Но сила молитвы оказалась сильнее. Больная рухнула к ногам Феофана без чувств...» Ему было подвластно исцелять не только телесные муки, но и израненные души. К нему обращались, когда был утерян смысл жизни. У старца находили утешение люди, потерявшие близких. К нему приходили те, кто разочаровался в любви. Многие из них потом приезжали получить благословление на вступление в брак. С ним делились житейскими неурядицами. «К старцу приезжали с ворохом проблем, - говорит паломница Оксана Сухова. – У кого муж пьет, у кого жена изменяет, у кого деньги кончились, у кого дом сгорел… Но после бесед с батюшкой они начинали понимать, что все это не самое страшное в жизни. Он давал людям самое главное – надежду…»
Жизнеописание
Старец Феофан (Владимир Федорович Даньков) родился 15 июня 1935 года в пензенской деревне Орловка. Рос в крестьянской семье. Его отец Федор Васильевич в марте 1942 погиб на фронте. Мать Мария Петровна в одиночку поднимала четверых детей. Семья Даньковых жила бедно. Мерзлая картошка, выкопанная тайком на колхозном поле, считалась лакомством. Но даже в такое тяжелое время глубоко религиозная женщина приучала детей соблюдать пост. За это ее неоднократно вызывали в сельсовет. Но женщина не отступила от веры. Владимир рос кротким, тихим и верующим мальчиком. Таких как он обычно называют «людьми не от мира сего». Мальчик, усердно читающий молитвы, вызывал насмешки у деревенских сверстников. Первым духовным наставником Владимира стал благочестивый старец Григорий, поселившийся у соседки. По воскресеньям и праздникам к нему стекался народ. За это власти ненавидели Григория и мечтали от него избавиться. Но батюшка был бесстрашен... Когда Володя Даньков немного подрос, отправился в колхоз пахать на быках. Позднее по профмобилизации уехал на Урал, выучился в ФЗУ на плотника, несколько лет работал на заводских стройках. Вернувшись домой, был призван служить на Тихоокеанский флот. Попал в береговую охрану. Там ему тоже доставалось за веру. Замполиты на занятиях отчаянно пытались вправить мозги худенькому крестьянскому парню, но он оказался тверд как камень. В полночь незаметно уходил из казармы, чтобы помолиться. Домой вернулся на Рождество 1957 года. Весной стал пасти деревенское стадо. В хрущевские времена гонения на церковь вспыхнули с новой силой, но именно тогда парень принял главное решение в своей жизни — посвятить себя служению Богу. Однажды пошел за 30 километров в храм села Башмаково и... остался там навсегда. «У ребят на уме одно: вино, кино да танцы, а я этого совсем не понимал, — говорил отец Феофан. — Думал: как же без Бога жить можно? Как в Башмаково пришел, так больше от церкви не отлучался. Был сторожем, потом научился читать по-церковнославянски, петь. В храм ходили только бедные бабушки, которых власти не трогали, но они ничего не могли подать священникам. Тогда я сам пойду за милостыней, прошу дров или уголька, чтобы истопить в храме печку. Меня спрашивали: для кого, мол? Я говорил, что для себя, и мне охотно давали».
Молодого человека заметил епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев) и предложил стать священником. Владимир согласился. Архиерей отвез его в зубово-полянское село Журавки, где в марте 1977 года возвел в сан. Батюшка прослужил там 5 лет. Все бы ничего, да староста прихода любила устанавливать свои порядки: лично решала, кого можно крестить и венчать. Это Владимиру сильно не нравилось, но он, как всегда, старался обойтись без конфликта. В то же время решил принять монашество. На постриг благословил старец Троице-Сергиевой лавры Кирилл (Павлов). 1982 году отец Владимир отрекся от мирской жизни и получил новое имя – Феодосий.
Сила молитвы
Отец Феодосий молился за каждого болящего, словно за родного. Не жалел ни сил, ни времени. Клал земные поклоны, держал строгий пост и ничего не требовал взамен. Встречал всех с лаской и любовью. Каждого выслушает, исповедует, даст совет. Та Божья благодать, что исходила от монаха, притягивала людей. На проповедь к священнику стали приходить из других сел. Прихожане заметили, что его молитвы имеют целебную силу. К батюшке стали выстраиваться очереди. «Я приходила к нему на прием, сердце сильно беспокоило, рассказывает Валентина Абросимова. - Батюшка коснулся меня копием, и вдруг поясницу прошила острая боль. Он посоветовал проверить почки. Так и получилось – на УЗИ выявили камни». В Каменный брод потянулись болящие со всем Мордовии. Старец не делал различия между богатыми и бедными — двери его обители одинаково открывались перед всеми. К нему тайком прибегали даже коммунисты. Их батюшка крестил, венчал и молился о здравии...
Если к людям он относился с любовью, то себя держал в строгости. Батюшка считал себя недостойным во всем: «Нет у меня истинного смирения, одни грехи...» Отец Феодосий вел аскетичный образ жизни. «Я знала его еще до пострига, - рассказывает духовная дочь старца Александра Горшенина. - Меня поражало насколько, он строг к себе. Спал 3-4 часа в сутки. Летом ходил босиком. В быту предпочитал обходиться малым. Мылся только холодной водой…» Прихожане, которых он исцелил, пытались щедро одарить его. Но батюшка по доброте своей все подарки раздавал нуждающимся...
После открытия Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря отец Феодосий перешел в число братии, а в 1992-м был пострижен в схиму с именем Феофан. Здесь батюшка тесно общался с такими духоносными старцами, как Питирим и Иероним. В 1995 году по благословлению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия отец Феофан перешел духовником во вновь открытый Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь. В это время батюшка стал известен за пределами Мордовии. Поток желающих попасть на отчитку был бесконечным. Батюшка горько плакал, если не успевал за кого-то помолиться. Наряду с почитателями у батюшки появились и завистники, которые клеветали, пытались оболгать. Он стал врагом для колдунов и различных шарлатанов. Пообщавшись с батюшкой, бывшие клиенты таких «деятелей», предпочитали знахарским заговорам – молитвы. «Сегодня во многих людях бес сидит, и таких все больше, - говорил старец в интервью «Столице С». - А сколько вокруг магов и чародеев! Выпускают нечистую литературу и эшелонами завозят в Саранск. Говорят: приходи ко мне, я тебе хорошую жену приворожу, а тебе — жениха богатого. А если не понравится, сразу отворожу. И люди верят. Потом приходят ко мне: вот, батюшка, меня заговорили, порчу навели, помоги!» По мнению старца за годы лихолетья, когда уничтожалась вера и рушились храмы, люди утратили духовность. Отец Феофан видел своим прозорливым взором человеческие пороки и тайные страсти. Это не могло не причинять его сердцу страдание и боль. И как добрый пастырь он посвятил свою жизнь возрождению веры в заблудших душах. «Сегодня людям требуется духовное очищение. Надо жить по-евангельски, — объяснял он. — Следует помышлять о будущей участи. Телесное все кончается, а душа отойдет к Богу! Думай, как ты живешь и какие дела творишь! Если добро сеешь, то Господь прославит тебя в Царстве Божием. Ежели грешил, вредил, деньгами и богатством все мерил, значит, к сатане пойдешь».
Болезнь
Позднее схиигумена Феофана перевели в Макаровский мужской монастырь. Здесь он прожил 9 лет. Он лечил тысячи людей, а в октябре прошлого года помощь понадобилась ему самому. Болезнь быстро прогрессировала. Несмотря на сильную боль, он продолжал вести прием, говорил, что при беседе паломниками у него появляются силы жить. Как и все прозорливые он заранее предвидел свою смерть. «За несколько лет до кончины у нас состоялась беседа,- вспоминает Ольга Еремина. - Речь зашла о людях, которые уходят из жизни на Пасху. Считается, что они попадают в царство Божие. Батюшка сказал: «Я тоже умру на Пасхальной неделе». Я тогда испугалась, святой праздник не за горами. Но он улыбнулся и добавил: «Не в этом году, поживу еще». Месяц назад батюшке стало совсем худо, а 16 мая сердце праведника остановилось...
«Для такого угодника Божьего, как батюшка Феофан, применимы слова из Священного писания: «Дивен Бог во святых своих», - говорит епископ Краснослободский и Темниковский Климент. - Его можно поставить в один ряд с такими старцами как отец Николай (Гурьянов) с острова Залит, Иоанном (Крестьянкиным). Это подвижники, которыми сильна православная Русь. Отличительная черта макаровского праведника то, что он имел нелицемерную любовь к своим чадам, был образцом истинного послушания. Батюшка словно свеча – горел сам и зажигал сердца других. На земле он жил делами неба». Свой последний приют старец Феофан обрел на монастырском кладбище...
по материалам наших друзей stolica-s.su/new/node/1479
Journal information