Археологи, изучавшие историю гробниц древних царей Шумера и Аккада, относящихся к 3-му тысячелетию до нашей эры, установили, что первыми известными формами самоубийств были ритуальные самоубийства. Как известно, вместе со своими царями в то время в последний путь отправлялись и воины его личной охраны. Они добровольно принимали смертельную дозу яда и оставались навеки охранять своего любимого и высокочтимого правителя.
У древних кельтов во 2-м тысячелетии до нашей эры считалось позором для воина дожить до глубокой немощной старости. Было поверье, что люди, обретшие смерть добровольно могли рассчитывать в мире ином на блаженное существование, в то время как люди, умершие от болезни и старческой дряхлости, отправляются прямиком в преисподнюю.
В Римской империи смерть считали актом освобождения, которому приписывалось превосходство человека над бессмертными богами. Также немалую роль в распространенности добровольного ухода из жизни в Римской империи сыграл обычай, согласно которому с помощью самоубийства, провинившиеся должностные лица «искупали свою вину», и в этом случае судебное преследование за их преступления уже не грозило оставшимся на этом свете членам их семьи.
В Индии до середины ХIХ века также считалось позором спокойно ожидать своей смерти. Мудрецами считали тех, кто, когда наступала старость, мог закончить жизнь самосожжением. Также приветствовалось ритуальное самосожжение жены, которая потеряла своего мужа и господина — сати.
В средневековом Китае самоубийство можно рассматривать как обычай или ритуал. Признаком высшей добродетели считались самоубийства благочестивых вдов в старом Китае. Этот обычай бытовал около 1,5 тысяч лет, вплоть до 20 в., а также существовал обычай самоубийства матери наследника престола.
В культуре древней Японии самоубийство играло еще большее духовное значение, и носило, скорее, ритуальный характер. В феодальной Японии известна существовавшая древняя традиция ухода из жизни великих воинов — самураев с помощью харакири. Правда сами японцы предпочитают называть это действие другим более правильным словом — сеппуку, оно пишется с помощью тех же символов, что и харакири, но наоборот. Сеппуку было настолько традиционно распространено, что его даже разделили на 2 вида – добровольное сеппуку и обязательное. С 12 века нашей эры добровольное сеппуку широко практиковалось среди самураев, и было связано со стремлением избежать позора попавших в плен воинов. Обязательное сеппуку были обязаны выполнить самураи, приговоренные к казни за какое-то недостойное действие или преступление. При таких обстоятельствах сеппуку считалось более достойным способом ухода из жизни, чем смерть от руки палача.
В Древней Руси еще до принятия христианства, женщины-славянки добровольно шли на костер с умершими ранее их мужьями, поскольку живая вдова бесчестила семейство.
В исламе самоубийство всегда запрещалось и считалось Кораном тяжелейшим из грехов. Правоверные мусульмане верят, что их судьба предначертана им великой волей Аллаха, и она определяет всю их жизнь, поэтому они обязаны благодарить Аллаха за все происходящие деяния и смиренно сносить все удары судьбы.
Древние иудеи также отрицательно относились к самоубийствам во все времена. Иудаизм относится к человеческой жизни творчески, как к истинной непреходящей ценности. И человек в этом смысле не является соперником Богу, он, скорее, его партнер в продолжающейся работе творения. И поэтому все попытки к самоубийству рассматриваются как тяжкое преступление, подлежащее суровому суду и наказанию.
В христианских традициях самоубийство попадает под первый прямой запрет Бога — «не убий». Самоубийство у христиан всегда считалось одним из тяжелейших грехов, поскольку являясь Творением Бога, человек не может распоряжаться и губить то, что ему не принадлежит — свою жизнь. Самоубийцы лишаются отпевания и прощения грехов перед погребением. Единственным исключением могут считаться признанные Церковью сумасшедшие, которые покончили с жизнью в состоянии крайнего помутнения рассудка. В раннем христианстве самоубийц даже хоронили вне кладбища. А в загробной жизни самоубийцам всегда предрекалось вечное мучение в аду.
Journal information