К сожалению, малазийский Боинг, сбитый над Донецкой областью, далеко не первый гражданский самолет, который стал жертвой вооруженных сил.
21 февраля 1973 года. В результате атаки истребителей израильских ВВС потерпел катастрофу Boeing 727-224 ливийской компании Libyan Arab Airlines ruen, в результате чего погибли 108 человек. Самолёт выполнял рейс LN 114 по маршруту Триполи — Бенгази — Каир — Александрия — Бахрейн. В 12:00 Боинг приземлился в аэропорту Бенгази, а после небольшой стоянки вылетел из него и продолжил путь далее к Каиру. На борту авиалайнера находились 9 членов экипажа и 104 пассажира.
При подлёте к Каиру самолёт шёл над сплошной облачностью, к тому же в 13:30 он попал в пыльную бурю, что вынуждало пилотов ориентироваться только по приборам. В 13:44 у командира появились первые подозрения, что они, вероятно, сбились с курса из-за сбоя в работе компаса, так как он не смог найти посадочный маяк. Тем не менее, пилоты продолжили полёт на восток, всё ещё считая, что они к западу от Каира, хотя на самом деле уже были восточнее. Также экипаж не стал высказывать свои подозрения диспетчеру Каирского аэропорта, а в 13:52 получил от него разрешение снижаться.
Между тем, в 13:54 на высоте 6000 метров ливийский Боинг пересёк Суэцкий канал и оказался на территории Синайского полуострова, занятого в то время Израилем (после шестидневной войны в 1967 году), и направлялся к ядерному центру в Димоне. Его сразу засекли израильские радары и уже через пару минут в воздух были подняты два истребителя F-4E Phantom II ВВС Израиля. Тем временем, в 13:59 экипаж Боинга доложил диспетчеру в Каире, что по прежнему не видит посадочный маяк, на что диспетчер посоветовал снизиться до высоты 3500—4000 футов. В эту же минуту израильские истребители подошли к авиалайнеру. Ситуация значительно осложнялась тем, что флаг Ливии в то время был очень похож на флаг Египта, с которым Израиль находился в состоянии войны. К тому же из-за яркого солнца шторки в пассажирском салоне были закрыты, поэтому израильские лётчики не видели пассажиров и не знали, что самолёт пассажирский. В свою очередь, экипаж Боинга принял истребители за МиГ-и ВВС Египта. Не увидев пассажиров на борту, пилоты истребителей доложили об этом на землю, на что получили указание — посадить авиалайнер на авиабазе Рефидим. Израильские лётчики попытались связаться с экипажем ливийского самолёта, но связь не работала. Тогда истребители покачали крыльями, давая международный знак следовать за ними, а один из истребителей даже запустил предупредительную ракету, на что экипаж Боинга руками показал, что они поняли команду.
Стоит отметить, что пассажирский аэропорт Каира находится к западу от города, а в восточной части находится авиабаза. Когда экипаж в 14:03 снизился до высоты около 5000 футов и увидел, что его выводят на авиабазу, он ошибочно решил, что египетские МиГ-и просто показывали ему, что он оказался несколько восточнее Каира, поэтому после доклада об этом диспетчеру в 14:04 выполнил поворот на запад. Этот манёвр был расценён израильским командованием как попытка к бегству, тем более, что экипаж не отреагировал на предупредительную очередь вблизи крыла. Тогда у израильского командования возникло подозрение, что авиалайнер угнан террористами, тем более, что ранее уже поступали угрозы от террористической организации Чёрный сентябрь. В результате генерал Давид Элазар дал команду открывать огонь на поражение. В 14:09 истребители начали стрелять по корневым частям крыла. Боинг начал терять высоту, поэтому пилоты приняли решение о вынужденной посадке на расположенную под ними пустыню. Но в 14:10 авиалайнер врезался в дюну в 55 километрах от авиабазы и в 20 километрах от Суэцкого канала и полностью разрушился.
В происшествии выжил второй пилот и 4 пассажира, все остальные 108 человек погибли.
1 сентября 1983 года. Советский истребитель Су-15 сбил Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, совершавший рейс из Нью-Йорка в Сеул.
Boeing 747-230B, совершавший рейс по маршруту Нью-Йорк — Сеул, вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, пролетел над рядом советских военных объектов и был сбит истребителем-перехватчиком Су-15, после чего упал в океан и разбился к юго-западу от острова Сахалин. При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Среди жертв был член Палаты представителей США Ларри Макдональд. На момент катастрофы самолет отклонился от курса более, чем на 500 километров. Согласно расследованию, проведённому Международной организацией гражданской авиации, наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты KAL007 неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.
Происшествие вызвало серьёзное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США. Существует мнение, что инцидент с Боингом является всего лишь частью крупной операции, проводившейся США в небе на восточных границах СССР. Про трагедию над Сахалином было снято множество документальных фильмов.
3 июля 1988 года над Персидским заливом крейсер ВМФ США Vincennes сбил Airbus А300В2-202 иранской авиакомпании Iran Air. Согласно официальным заявлениям правительства США, авиалайнер был ошибочно опознан крейсером Vincennes как атакующий иранский военный самолёт. Рейс 655 совершал полёт по профилю, напоминающему профиль выхода в атаку F-14A «Томкэт», состоявших на вооружении ВВС Ирана. Кроме того, самолёт вылетел из аэропорта Бендер-Аббас, который служил не только коммерческим аэропортом, но и аэродромом базирования иранских F-14. В целом, американское правительство рассматривает случившееся как военный инцидент и считает, что команда крейсера действовала в соответствии с текущими обстоятельствами. Позже командир крейсера был награждён орденом «Легион почёта» за успешную службу в период с 1987 по 1989 год.
4 октября 2001 года над Черным морем в ходе учений украинских военных зенитной ракетой С-200 был непреднамеренно сбит Ту-154М российской авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск. К такому заключению пришла комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В результате этой катастрофы погибло 78 человек. Однако Украина своей вины официально не признала, и считает ее недоказанной, поскольку останки самолета и «черные ящики» так и не были найдены. В качестве альтернативной версии украинская сторона выдвигает теракт.
-----------
Приглашаю дружить в ЖЖ
Не забываем добавляться в друзья:
Приглашаю так же дружить и в других сервисах
Добавляйтесь и участвуйте в моем френдо-марафоне в живом журнале.
Приглашаю добавляться так же в контакте
Мой любимый инстаграм.
Страничка в однокласниках
И мой не очень любимый аккаунт в фейсбуке
И в гугль + (или минус)
Journal information